Поиск


 
Вязьма потеряла создателя литературного музея С. А. Есенина

15 июня на 86-м году ушёл из жизни легендарный коллекционер, краевед, создатель литературного музея в г. Вязьме Павел Никифорович Пропалов.

 

П Н Пропалов на выставке 120-летия Есенина

На фото: П.Н.Пропалов на выставке 120-летия Есенина. 2015г. фото В.В.Чайки.

Когда поэт Елена Круглова сообщила художнику Владимиру Чайке об уходе Павла Никифоровича, то первая фраза, произнесенная художником, была такой: «Рухнул фундамент вяземской культуры...»
«Это был невероятно талантливый коллекционер – вспоминает краевед Наталья Гурская, – у него было особое чутьё. Он собирал коллекции профессионально, на музейном уровне, всё у него было научно систематизировано, классифицировано. Причём он постоянно занимался самообразованием по музейному делу. За какую тему он бы не брался - сразу появлялась система, хронология, порядок хранения. Наравне с библиографическими редкостями, он порой собирал самые неожиданные коллекции. Однажды он мне показал коллекцию фантиков (по научному – филолидия). И это был не просто набор фантиков, а самая настоящая, продуманная и интересная коллекция. С книгами он соблюдал правило трёх экземпляров: одну в экспозицию, одну для работы, одну для хранения или возможного обмена..."

«Я знал Павла Никифоровича, как хорошего друга – рассказывает литератор Владимир Цуканихин, - мы с ним вместе работали на Вяземском Машиностроительном заводе, где Пропалов был фрезеровщиком. Но какой это был фрезеровщик! Это был фрезеровщик-поэт! Выточенная им деталь была настолько ровная, как лаком покрыта, её приятно было взять в руки. А когда у меня были серьёзные семейные трудности - он был первый, кто открыл свои двери и приютил меня».
Елена Круглова лирически вспоминает атмосферу музея: "Павел Никифорович, а почему у Вас пол в музее цвета неба?" Молчит, улыбается. "А я знаю. Вы - небожитель. И создатель, и хранитель." Он открывает дверь в музей и впускает меня на это своё небо... Как Вам теперь там, на другом? Пусть оно будет "несказанное, синее, нежное"...
После прощания, в вяземской библиотеке состоялся вечер памяти Павла Никифоровича, организованный клубом "Краевед". Клуб был создан П. Н. Пропаловым ещё в 1991 году.
Павел Никифорович был великим общественником, просветителем, всегда в коллективе, в среде любителей искусств, организатор выставок, экскурсовод, транслятор знаний. Общество нуждалось в нём, и он нуждался в обществе, как лектор в аудитории. В последний год жизни Павел Никифорович редко выходил из дома, но он принимал гостей и живо интересовался событиями, происходящими в городе. Однажды перед краеведческой поездкой в Дорогобуж мы рассказали ему, что собираемся посетить Дорогобужский музей. Он поддержал нашу идею и дал напутствие, на какие уникальные экспонаты в Дорогобуже обратить особое внимание. Советы Пропалова нам очень пригодились, и мы отправились в краеведческую поездку подготовленными. «А какой там Пришвин восхитительный» - сказал Павел Никифорович, когда мы вернулись из поездки. Фраза была сказана с таким огнём, как будто он видел скульптуру Пришвина совсем недавно, вместе с нами.
В последний раз мы заходили в гости к Павлу Пропалову с краеведом Еленой Свирской 27 мая, поздравили его с праздником города. Павел Никифорович сидел в кресле, а мы ему рассказывали городские новости. За день до нашего посещения на территории библиотеки открыли странный памятный знак, о чём мы, среди других новостей, поведали опытному краеведу. Он немного задумался, а потом произнёс: «С памятниками мы очень торопимся. Памятник - это не только память, но и вид искусства. Хорошо бы посоветоваться с художниками-профессионалами, если уж очень нужен был этот "памятник". Мы ходим, поклоняемся искусству и ставим халтурные памятники. У нас столько дел, кроме этих фальшивых памятников. Вот музей, например, у нас где ютится? Это позор. Давно подмечено, что в городе культура на должном уровне, если в нём на высшем уровне обустроен историко-краеведческий музей, литературный музей и библиотека. Если эти три учреждения не будут на должном уровне, никакой культуры быть не может. Настоящий памятник ставится на века, организуется конкурс. У нас в городе два настоящих памятника - это памятник М. Г. Ефремову и Одигитрия. Даже памятник с орлами (Доблестным предкам), около которого мы все ходим, на старинных открытках выглядит изящнее. После того, как вандалы спилили одну из голов, и была реставрация, головы стали грубыми и не гармоничными. Нужно прекратить эту гонку фальшивых памятничков. Прежде чем установить памятник, его необходимо обсуждать, а потом доверить изготовить лучшему из профессионалов, ведь памятник - это искусство, он должен быть поражающе красивым!».
Так уж исторически сложилось, что литературного музея, который, по справедливому замечанию Павла Пропалова, является одним из важных столпов культуры, в нашем городе никогда не было. Он был создан силами и стараниями одного человека, и привлекал любителей литературы из разных городов и стран. О нём слагались легенды, и при этом каждый желающий мог в любое время запросто прийти в музей и подержать в руках прижизненные издания Пушкина, Есенина, Цветаевой, Булгакова, полистать фронтовые газеты, в которых впервые публиковался «Василий Тёркин» А. Твардовского. Сейчас человек, на котором держался целый пласт культуры, ушёл из жизни. Судьба уникального музея находится под угрозой.

Татьяна Пастернак

___________________________________

Павел Пропалов: роль личности в культуре

П Н Пропалов члены Литобъединения и поклонники музея на 100-летии Есенина

На фото: П. Н. Пропалов, члены Литобъединения и поклонники музея на 100-летии Есенина.

Центральная Библиотека. 1995г. фото В.Мастеревича

На встрече клуба "Краевед" я попытался обобщить значение музея Пропалова для нашего города. С любовью и тревогой о вяземском культурном наследии, получились такие размышления...
Что есть вяземская культура?, что главное видится в ней, глядя издалека? - это церковь Одигитрии, Спасская башня, и музей Есенина... Это такие наши фундаментальные, незыблемые вещи, которые, казалось, будут вечно. И то, что закрыт музей Есенина - это всё-равно что у нас церковь Одигитрии исчезла. У нынешних и грядущих поколений исчезло чудо из чудес, лучший частный литературный музей России! Бывают градообразующие предприятия, заводы..., а бывают - градообразующие личности! Мы все внуки Пропалова. Мы росли и воспитывались на этом музее. Даже те, кто редко бывал там, и те, чья профессия далека от культуры, росли на этом музее, т.к. невольно удивлялись и учитывали этот музей в своей жизни. Один факт существования такого музея - чудотворно воздействовал на горожан. Музей показывал людям пример совершенно иной формы жизни - коллекционирования, расширял представление о необычных увлечениях и безграничных возможностях человека. Он изменил нас, сделал нас лучше.
Масштаб П. Н. Пропалова, признанного на всероссийском уровне библиофила, заставляет задуматься о роли личности в культуре города на фоне сменяющихся эпох... Безусловно, время с конца 80-х до начало 2000-х годов - было временем расцвета вяземской культуры. Сколько было надежд, личностей и свершений!.. Открывшаяся свобода подхватила естественное стремление пассионариев к самовыражению. Возникло пёстрое сообщество уникальных и талантливых энтузиастов - с восхищением вспоминаешь имена художников А. Паснова, И. Т. Дроздова, поэтов Ю. Кускова и С. Серебрякова, фотографа Н. В. Сабельникова, коллекционера Ю. Н. Зверева, журналиста Т. И. Рахманову и многих других. Это совпало с лучшими годами Вяземского Литобъединения под руководством А. Я. Ларченкова, и взлётом музея П. Н. Пропалова. Творческое общение, как у живых костров, проходило в музее Есенина, в мастерской художника Виктора Чайки и в Литературном салоне. Одновременный расцвет культуры города и музея Пропалова - это, конечно, не совпадение, а самые взаимосвязанные вещи. Творческие люди шли в музей и находили там подпитку, опору, источник знаний, воспитывали эстетический вкус.., и общая культура города обретала надежду и подъём.
Но что же мы имеем сейчас?.. Символично, что уход Пропалова почти совпал с выселением Литературного салона. Центральную библиотеку объединили с городской. Вязьма лишилась ценнейшей исторической части своего богатого архива. Закрыт музей Есенина. Обещанных КВЦ и Картинной галереи - нет... Соответственно и нет новых масштабных личностей. Вот в советское время всё время твердили о надёжной смене поколений. Но если было бы так, то на смену старшему поколению пришли бы новые, молодые Пропалов, Кулаков, Стёпочкин, Ларченков и удивительный Олег Фёдоров... Но этого нет и близко. Почему наше время не генерирует таких больших личностей - вот в чём вопрос. И что, такими темпами, останется от вяземской культуры через 10-20 лет?..На фоне таких печальных итогов, опустынивания и тотального одиночества, и начинает по-настоящему видится высокая, значительная роль Пропалова. Спасибо Вам, Павел Никифорович, за Вашу эпоху! По Вам остаётся в душе - самая светлая, бесконечная благодарность."

Художник Владимир Чайка

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


ОПРОС: ЕСЛИ НЕ КИНОТЕАТР, ТО ЧТО ЕЩЕ ?

Поделись интересным!

 

Реклама

Баннер