Поиск


 
Мастер-класс на 217 версте Старой Смоленской дороги

Лето – это время экзаменов, пленеров, солнца, цвета и больших возможностей. И если есть молодежь, определившаяся со своей будущей профессией художника, то мастер всегда рад поделиться своими знаниями и опытом.

На 217 версте от столицы, на Старой Смоленской дороге, в центре города Вязьмы функционирует мастерская-студия Заслуженного художника Российской Федерации Чайки Виктора Максимовича.


Его мастерская – это лаборатория, где непосредственно «химичат» с медью, цинком, кислотой, офортной краской, с оттисками, где ставятся под нагрузку философские категории, поэтические тропы, веды озарений. Лаборатория, где исследуются сила формы, тона, света и цвета, где ведутся поиски художественного образа и его воплощение, где формируется мировоззрение.

master klass u Chayki1


Этим летом мастер-класс прошли трое: Дарья Петрова из Москвы, студентка третьего курса Высшего Академического художественного-промышленного училища (б. Строгановское), Анна Кравченко из г.Тихвина Ленинградской области, учащаяся 11класса, и Анна Сапогина из г. Вязьмы, учащаяся 8 класса.
Гордость мастерской большой офортный станок с широким таллером. Офорт – это гравюра на металле. Процесс создания офорта длительный и сложный, но очень интересный. Дарья так увлеклась этой старинной техникой печати, что за две недели мастер-класса напечатала двенадцать пейзажей Вязьмы.

master klass u Chayki2


6-го июня в День рождения А. С. Пушкина Даша писала портрет поэта г. Вязьмы Дины Корнеевой, большого друга мастерской. Дина пела под гитару, и строки Юрия Левитанского «...здесь речь гудит как печь, красна и горяча...» метались под сводами мастерской. Портрет рождался в напряженном переплетении живописи и поэзии. «Я позирую Дарье уже второй раз, и мне очень приятно, что студентка лучшего ВУЗа страны приезжает к нам стажероваться. Меня тоже вдохновил творческий подъем, значит, скоро будут новые стихи». Героем второго ее портрета стал Александр Шкловец в образе косца. Он привнес в мастерскую народную мудрость и жизненные истории.

master klass u Chayki3


Аня Кравченко и Аня Сапогина осваивали метод построения академического рисунка: «Целое – части – целое». Этот метод формирует объемно пространственное мышление, посредством выполнения линейно-конструктивного рисунка простых геометрических тел, предметов быта и античных голов. «Отточенность метода поразила результатом не только девочек, но и меня», - говорит Виктор Максимович. «Я написал его еще в 1975 году на асисентуре в МАРХИ и на занятиях в «Строгоновке» и практикую его уже много лет. В Вязьме его освоили около 30 человек: это Жевмерева Полина, Экономская Ксения, Гаврилова Алиса, Круглов Иван, Попова Анна, Жлуднева Анна и др.».
Метод основан на аналитическом способе познания действительности и книге скульптора конца ХIХ века Адольфа Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве». Главная мысль автора: «художественная мощь произведения лежит не в произвольном игнорировании предметных требований , но именно в ответе на них». Идея автора является протестом и против натуралистического искусства и против «анархизма» в искусстве.
О первом ещё Гёте писал: «нарисованный, как в натуре пёс, будет ещё один пёс, но не искусство».
О втором, что воображение в искусстве не есть, как часто думают эстеты, способность создавать что-то из ничего, оно скорее способность открывать существующее. Достичь этого можно либо отождествлением себя с действительностью, как это имело место у Ван Гога, либо строго объективным изучением, как у Поля Сезана или Жоржа Сёра.
За две недели ученицы выполнили большой объем академических рисунков, натюрмортов и античных голов, рисунков нашего города, два живописных портрета, акварельных натюрмортов, пленерных пейзажей, офортов и иллюстраций к басням И. Крылова.
Завершился мастер-класс выставкой работ на главной стене мастерской. Результат был впечатляющим! Ученицы, друзья и родители пили чай и беседовали о законах живописи и рисунка, о традициях академической школы. Художник сформулировал девизы, которые помогут в дальнейшей учебе:
* Всматривайся – это главный способ научить себя.
* Увидеть невидимое.
* Рука помощи растет из вашего правого плеча.
* Линия - это угол и мера.
* Тон – это вес и масса.
* Перспектива – это силовые линии рисунка.
* Цвет – это визуальная энергия солнца.
* Так пенье далеко не речь.
* Рисунок - это явление действительности, выкрестализированное на двухмерной плоскости листа бумаги.
* Искусство – это ритм, тон, страсть.

Молодежь усвоила, что силы искусства состоят не столько в способности отражать и познавать окружающий мир, сколько в их уникальной возможности создавать иную реальность – реальность духа. Об этом знали еще древние греки: так, философы платоновской традиции выдвигали концепцию искусства как явления духа, вырыжения духовной жизни человека.

Татьяна Пастернак

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить